Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом её развития является детство. Хорошо развитая речь является важнейшим условием всестороннего и полноценного развития ребёнка, а любое речевое нарушение отражается на его деятельности и поведении.
В помощи учителя-дефектолога нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребёнок неправильно произносит звуки: [л] или [р] свистящие или шипящие и т.д., такое нарушение называется – дислалия.
Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно, заменять буквы и т.п. К сожалению, многие родители относят эти ошибки к невнимательности, и начинают писать с ребёнком больше диктантов.… И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребёнка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребёнку необходимо обратиться за консультацией к учителю-дефектологу. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушен процесс письма – дисграфия.
В учреждении образования работает Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП).
Помощь учащимся с нарушениями устной и письменной речи оказывает учитель-дефектолог Чечко Наталья Семёновна.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом директора учреждения образования на основании следующих документов:
- заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
- заявления законного представителя ребёнка.
Обследование и распределение по группам и подгруппам учащихся, зачисленных на занятия в ПКПП, проводится учителем-дефектологом в период с 01 по 15 сентября. Коррекционно-педагогические занятия проводятся с 16 сентября по 25 мая.
Основной целью деятельности учителя-дефектолога в пункте коррекционно-педагогической помощи является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
Главными задачами пункта являются:
- изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
- формирование позитивной мотивации учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся;
- создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся недостатков;
- разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учётом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
- консультирование педагогов учреждения образования и законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.
Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление индивидуальных нарушений развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности учащихся. На пункте создается атмосфера эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей
Учителем-дефектологом осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь на основании всестороннего психолого-педагогического изучения ребёнка. Формируются у детей более эффективные способы усвоения учебных умений и навыков. В работе с детьми используются коррекционные и игровые технологии, разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. На занятиях совершенствуется мелкая моторика кистей пальцев рук и артикуляционная моторика. Корректируются отдельные стороны психической деятельности учащихся. Используются различные виды игр и наглядности.
Нормативные правовые документы: