В Государственном учреждении образования «Средняя школа №12 г. Молодечно» организовано обучение в классах интегрированного обучения и воспитания для учащихся с особенностями психофизического развития.
Интегрированное обучение и воспитание организовано для следующих групп детей:
с трудностями в обучении;
с тяжёлыми нарушениями речи;
с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Образовательный процесс в учреждении образования в первую очередь направлен на обеспечение качества образования; реализацию компетентностного подхода; охрану здоровья обучающихся; соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов; создание безопасных условий при организации образовательного процесса; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности; создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
В учреждении образования проводится определенная работа по созданию необходимой образовательной среды, большое внимание уделяется организации взаимодействия учащихся с ОПФР со сверстниками.
Работает учитель-дефектолог:
Козловская Светлана Евгеньевна, учитель-дефектолог высшей категории, высшее образование
Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребёнка.
Главными задачами интегрированного обучения и воспитания являются:
- обеспечение обязательного минимума содержания образования учащимся с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего образования, в том числе и государственных образовательных стандартов специального образования, определение оптимального соотношения общеобразовательных и специальных учебных программ;
- развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
- организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждениях образования;
- реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;
- создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять образовательные потребности ребёнка с особенностями психофизического развития;
- формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей речевых, моторных и социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребёнка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
- формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении образования;
- предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и (или) психического развития;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе учебных планов и учебных программ соответствующих типов учреждений образования с использованием средств и методов обучения, учитывающих специфику физических и (или) психических нарушений.
Программа обучения определяется при обследовании учащихся на заседании психолого-медико-педагогической комиссии в Государственном учреждении образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Молодечно».
На законодательном уровне закреплены права обучающихся с особенностями психофизического развития:
- создание специальных условий для получения образования с учётом особенностей их психофизического развития;
- бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, проводимое в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;
- подвоз в учреждения образования на специально оборудованных транспортных средствах;
- бесплатное проживание и питание в учреждениях специального образования;
- бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.
Интегрированное обучение и воспитание не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с особенностями психофизического развития.
Выбор формы обучения детей с особенностями психофизического развития – интегрированное обучение или обучение в учреждениях специального образования – остаётся за законными представителями обучающихся.
На успешность процесса социализации существенное влияние оказывает семья. Организация взаимодействия с семьёй необходима для решения не только вопросов социально-бытовой подготовки учащихся, но и обоснованного выбора профессии и путей её получения.
Оказание ситуационной помощи инвалидам