РУС БЕЛ ENG

Инновационная деятельность

Нормативное правовое обеспечение проектной деятельности

Нормативное правовое обеспечение проектной деятельности

свернуть

Экспериментальная и инновационная деятельность

Педагогические проекты

Гуманитарные проекты

Информация по реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся»

 

Тема инновационного проекта

«Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся»

Сроки реализации инновационного проекта

2019 - 2021 годы

Консультант инновационного проекта

Антипова Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»

Руководитель инновационного проекта

Сологуб Ирина Францевна, директор Государственного учреждения образования «Средняя школа № 12 г. Молодечно»

Координатор инновационного проекта

Симанович Н.И., заместитель директора по воспитательной работе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 12 г. Молодечно»

Участники инновационного проекта

Сологуб Ирина Францевна, директор школы;

Симанович Наталья  Иосифовна, заместитель директора  по воспитательной работе;

Бразовская Лиана Леонидовна, педагог-психолог;

Бушило Надежда Константиновна, педагог-организатор;

Жарова Нина Геннадьевна, учитель математики;

Кублицкая Алина Ивановна, учитель начальных классов;

Мороз Ирина Ромуальдовна, учитель русского языка и литературы

Судникович Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов.

128 учащихся, 142 родителей (законных представителей)

Основная идея инновационного проекта
и способ ее реализации

Оказание целенаправленной деятельности по активизации воспитательного потенциала семей обучающихся, формированию культуры семейных отношений, оказанию семье необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки,  создание условий для формирования педагогической культуры родителей (законных представителей учащихся).

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА


Тема инновационного проекта: «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся»

Адрес опыта: Государственное учреждение образования «Средняя школа №12 г.Молодечно»
 

Характеристики
опыта

Описание характеристик опыта

  1.  

Автор опыта

Сологуб Ирина Францевна, директор учреждения образования

  1.  

Актуальность

Актуальность опыта заключается в необходимости поиска
условий, методов, методик для повышения психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания
детей, что позволит им сделать семейное воспитание процессом,
полноценно решающим задачи развития и воспитания ребёнка в
единстве с образовательным учреждением. Ведущая роль в
решении данного процесса принадлежит учреждению
образования, обеспечивающему образовательный процесс и
реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Организация обучающих занятий для родителей оказалась
эффективной, о чём свидетельствует проявление
инициативы законных представителей учащихся в укреплении
образовательной платформы, направленной на всестороннее
развитие каждого ребенка, рост творческих достижений
участников реализации проекта в конкурсах, повышение
уровня воспитанности и качества образования учащихся.

  1.  

Идея проекта
 

Организация работы с  родителями (законными
представителями) с учетом их образовательных запросов с целью повышения уровня их психолого-педагогической компетентности  как условия повышения уровня воспитанности и качества образования учащихся.
Суть инновации заключается в повышении уровня воспитанности и качества образования учащихся путем развития
психолого-педагогической компетентности родителей и
организации эффективного сотрудничества семьи и школы на
основе инновационных подходов и использования современных образовательных технологий.

  1.  

Результаты реализации
проекта
 

Результаты, полученные в ходе реализации проекта:

1. Разработано нормативное правовое обеспечение для реализации актуального содержания проекта через обновленную систему методической работы.

2. Повышен уровень  теоретической подготовки участников инновационной деятельности к реализации модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся.

3. Учителя-инноваторы включены в управление образовательным процессом, им делегированы полномочия по самоконтролю, расширены личные и командные компетенции участников инновационного проекта.

4. Расширено педагогическое партнёрство в рамках реализации проекта с другими учреждениями образования Республики Беларусь, работающими по данной теме.

5.  Обновлено содержание методической работы, обеспечивающее инновационные формы работы с родителями.

6. Проведенная  диагностика родителей (законных представителей) показала, что  все субъекты образовательного процесса удовлетворены качеством проводимой работы в учреждении по взаимодействию родителей, учителей, учащихся.

7. Созданы условия для развития готовности к инновационной деятельности педагогов школы, спланировано и организовано методическое и психолого-педагогическое сопровождение внедрения модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся.

8. Накоплен первый опыт по внедрению в образовательный процесс новых подходов, качественно новых связей, отношений с родителями, обеспечивающих полноценное развитие детей в условиях партнёрского взаимодействия учреждения образования и семьи.

9. За время реализации инновационного проекта три  педагога, включенных в инновационную деятельность повысили свою категорию.

  1.  

Представление опыта
реализации
проекта
 

Инновационный опыт педагогов учреждения образования неоднократно пропагандировался на районных методических встречах, а так же через проведение семинаров на базе школы:

День классного руководителя на тему: "Воспитание семейных ценностей средствами внеклассной работы", 9 октября 2019, ГУО «Средняя школа №12 г. Молодечно».

 День работника социально-педагогической и психологической службы и работника специального образования  на тему: "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка", 10 октября 2019, ГУО «Средняя школа №12 г. Молодечно».

Заседание педагогического совета проведения педагогического совета на тему: «Система работы школы  по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, предотвращения случаев суицидов, парасуицидов». С рассмотрением вопроса: «Взаимодействие семьи и школы в решении проблемы девиантного поведения несовершеннолетних», 1 апреля  2020, ГУО «Средняя школа №12 г. Молодечно».

 Выступление на районном методическом объединении заместителей директора по воспитательной работе  на тему: «Воспитание культуры семейных отношений», 13 февраля 2020 года, ГУО «Гимназия  №3 г. Молодечно».

 Районная методическая встреча руководителей школьных методических объединений классных руководителей II и III ступени образования на тему: «Безопасность школьников в сети Интернет», 25 марта 2021года,  на базе ГУО «Средняя школа №12 г.Молодечно».

В школьной библиотеке постоянно действует  тематическая, экспозиционная зона «Семья – начало всех начал», где педагогам предлагаются тематические статьи и сценарии по работе с семьёй. В программе «Библиограф» сформированы базы данных научной и научно-методической литературы с последующим дополнением и обновлением по теме «Семья и школа».

Опыт учреждения в рамках реализации модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся, освещается на сайте учрежденияhttps://12molod.schools.by/pages/220520

 

  1.  

Распространение опыта
реализации
проекта

     Бразовской Л.Л., педагогом-психологом, создана  школьная  служба медиации  (разработана программа объединения по интересам «Школа медиатора», базовый уровень изучения образовательной области  «Психологическая культура»).

     Готовится публикация об инновационном проектном опыте для размещения в средствах массовой информации.

    Ответственный: Симанович Н.И., заместитель директора по воспитательной работе.

    Срок: до 01.01.2022

 

Темы исследовательских работ педагогов – участников проекта

 

№ п/п

Ф.И. О. педагога

Тема исследования

1

Симанович Н.И., заместитель директора по воспитательной работе

Развитие психолого-педагогической компетентности родителей в процессе работы родительского университета в шестой школьный день

2

Вашкевич О.П., заместитель директора по учебной работе

Использование приемов рефлексии в работе с родителями как средства повышения воспитательного потенциала взаимодействия УО и семьи

3

Мороз И.Р., педагог социальный, организация работы по реализации проекта

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

4

Бразовская Л.Л., педагог-психолог

Ресурсное обеспечение изучения интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

5

Кублицкая А.И., учитель начальных классов

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей как условие воспитания самостоятельности у детей младшего школьного возраста

6

Судникович Е.Ю., учитель начальных классов

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей посредством организации совместной с детьми театральной деятельности

7

Кофанова О.Б, учитель физической культуры и здоровья

Принципы и методы педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

8

Жарова Н.Г., учитель математики

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей посредством организации совместной с детьми театральной  деятельности

9

Бушило Н.К., педагог-организатор

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей посредством организации совместной с детьми досуговой деятельности

 

Итоговый отчет

о результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся»

в Государственном учреждении образования

«Средняя школа №12 г.Молодечно»


Сроки реализации инновационного проекта:

2019 - 2021 годы


Руководитель инновационного проекта

Сологуб Ирина Францевна, директор Государственного учреждения образования «Средняя школа № 12 г. Молодечно»;

Консультант инновационного проекта:

Антипова Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»;

Основная педагогическая идея проекта заключалась в поиске и реализации эффективных путей и средств развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся в процессе взаимодействия школы  с семьей.

Для реализации инновационной деятельности  была выстроена модель развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся, включающая  пять компонентов.  Вы можете взглянуть на слайд, а я продолжу.

В реализации инновационной деятельности  было занято 10 инициативных педагогов учреждения,  большинство из которых уже  имели  опыт участия в инновационной деятельности, 195 учащихся  в возрасте 11-14 лет и их законные представители. Была создана управленческая команда, разработаны функциональные обязанности не только для непосредственных участников инновационной деятельности, но и для всех педагогов учреждения. Порядок организации и осуществления инновационной деятельности  был определен приказом, в котором была четко обозначена структурно-функциональная система инновационной деятельности, научно-методическое, учебно-методическое обеспечение                   и психолого-педагогическое её сопровождение.

Инновационная деятельность осуществлялась на основании Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, программы и календарного плана, который был  построен на результатах диагностических исследований, мониторинга инновационной деятельности с учётом особенностей её организации на каждом этапе. На основании документов, регламентирующих инновационную деятельность, были созданы локальные нормативные акты: Положение о постоянно действующем семинаре  «Интерактивные формы и методы работы с родителями по повышению их психолого-педагогической компетентности», Памятка педагогу-инноватору.

Содержание планирования разрабатывалось в соответствии с основными направлениями реализации инновационного проекта. На основе программы инновационной деятельности были разработаны индивидуальные планы педагогов, общешкольный план работы.

Каждый из педагогов учреждения, который участвовал в проекте, помимо организационно-методической и педагогической работы выполнял свою исследовательскую тему в контексте проекта.

В течение двух лет  проводилась последовательная работа по повышению научно-теоретического и методического уровня участников инновационной группы в процессе регулярных консультаций с научным руководителем Антиповой Еленой Владимировной, старшим преподавателем кафедры педагогики учреждения образования  «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», на семинарах, конференциях, в  Государственных учреждениях образования   «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», «Академия последипломного образования», «Минский областной институт развития образования»,

систематически проводились инструктивно - методические  совещания для участников проекта, был создан и постоянно действовал один раз в четверть   методический семинар для педагогов, участников инновационного проекта. Ежемесячно  проводились рефлексивные совещания, собеседования, тематические консультации по проведению мониторинга процесса и результатов инновационной деятельности.

Вошло в практику проведение  школьных дней классного руководителя,  дней  работника социально-педагогической и психологической службы на тему: "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка", итоги реализации проекта постоянно заслушивались на педагогических советах.

Опыт работы  по реализации проекта систематически пропагандировался  на районных методических встречах.

Таким образом, соблюдалась преемственность между всеми ступенями повышения квалификации.

Для ресурсного обеспечения эффективной реализации проекта фонд школьной  библиотеки пополнился  на 15 экземпляров. Сформирована картотека периодических изданий, в которой выделен раздел «Родительская азбука», постоянно действует тематическая, экспозиционная зона «Семья – начало всех начал», где педагогам предлагаются тематические статьи и сценарии по работе с семьёй.

 Особое внимание уделялось созданию родительско-педагогического тандема, что позволило:

  • рационально распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
  • опираться на инициативу каждого конкретного участника;
  • осуществлять прямой контакт участников друг с другом.

 

В связи с этим были проведены мероприятия, которые были основаны на структурных компонентах качества: содержательно-целевом, ресурсном, организационно-управленческом.

Была организована работа семейного клуба «Простор», в рамках которого проведены встречи на темы: «Родители и я. Учимся взаимопониманию и взаимодействию», «Интеллектуально-развлекательный марафон»,  «Я-родитель!», «Занятие для родителей с элементами тренинга по методике «Дом» Р.Гриценко,

организовывалась совместная трудовая деятельность (посадка туевых деревьев, очистка городского парка от мусора),

выставки семейного творчества.

Была организована работа актуального  кинозала на тему: «Разговор о важном» (совместный просмотр и обсуждение фильмов).

Осуществляла свою работу  «Школа здоровья». Перед посещением занятий школы здоровья всем участникам предлагалось зарядиться позитивным настроением в Аптеке счастья. Были проведены

занятия для родителей и детей  на тему:

«Здоровый позвоночник. Осанка», «Телесноориентированая терапия», турнир полезных рецептов «Все о здоровом питании». Организована работа «Школьной службы медиации», объединения по интересам «Школа медиатора» - базовый уровень изучения образовательной области «Психологическая культура».

Силами  учителей – инноваторов сформирована методическая копилка, в которую вошли сценарии, планы, конспекты, методические разработки мастер-классов, различные памятки, информационные листки, рекомендации для родителей по предупреждению вредных привычек, зависимостей разного рода.

Следовательно взаимодействие  педагогов и родителей позволило обучаться и педагогам и родителям совместно.  Рефлексия проведенных с родителями (законными представителями) мероприятий свидетельствует об их позитивной оценке. Родители сделали вывод о важности ориентации на потребности семьи и ребенка в ней, на взаимодействие и на взаимоотношения членов семьи друг с другом, с окружающим миром, принятие ответственности за жизнедеятельность семьи. Таким образом, возникшие в ходе групповой работы изменения во внутреннем мире собственной личности и в мире межличностного пространства, в частности, семьи, свидетельствуют о повышении уровня психолого-педагогической культуры родителей как основы гармонизации детско-родительских отношений.

Результаты инновационной деятельности

В рамках реализации проекта создана и внедрена в практику модель развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся.

Разработаны локальные нормативные документы: положение о постоянно действующем семинаре «Интерактивные формы и методы работы с родителями по повышению их психолого-педагогической компетентности», о консультационном пункте по запросам «Ящик вопросов», о детско-родительском клкбе шестого школьного дня «простор».

Создана  школьная  служба медиации.

 Разработана  и внедрена в практику программа объединения по интересам «Школа медиатора», базовый уровень изучения образовательной области  «Психологическая культура»

Повышен уровень  теоретической подготовки участников инновационной деятельности к реализации модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся.

Учителя-инноваторы включены в управление образовательным процессом, им делегированы полномочия по самоконтролю, расширены личные и командные компетенции участников инновационного проекта.

Расширено педагогическое партнёрство в рамках реализации проекта с другими учреждениями образования Республики Беларусь, работающими по данной теме.

Обновлено содержание методической работы, обеспечивающее инновационные формы работы с родителями.

Проведенная  диагностика родителей (законных представителей) показала, что  все субъекты образовательного процесса удовлетворены качеством проводимой работы в учреждении по взаимодействию родителей, учителей, учащихся.

Созданы условия для развития готовности к инновационной деятельности педагогов школы, спланировано и организовано методическое и психолого-педагогическое сопровождение внедрения модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся.

Накоплен первый опыт по внедрению в образовательный процесс новых подходов, качественно новых связей, отношений с родителями, обеспечивающих полноценное развитие детей в условиях партнёрского взаимодействия учреждения образования и семьи.

За время реализации инновационного проекта три  педагога, включенных в инновационную деятельность повысили свою категорию.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся» повысился имидж учреждения в микрорайоне, расширено инновационное поле.

Программа инновационной деятельности на 2019-2021  годы выполнена. Полученные результаты соответствуют поставленной цели и задачам, а также согласованы с заявленными в проекте критериями и показателями, что свидетельствует об эффективности проделанной работы по созданию условий для повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) как условия повышения уровня воспитанности учащихся.

свернуть