РУС БЕЛ ENG

Интегрированное обучение и воспитание

В разработке

Основными направлениями в сфере специального образования на уровне общего среднего образования в 2022/2023 учебном году являются:

- повышение доступности и вариативности образования для учащихся с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) с учетом их образовательных потребностей;

- создание безопасных и здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса;

- повышение качества информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся;

- системная и последовательная работа по развитию инклюзивных процессов в образовании и формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к реализации идей инклюзии;

- совершенствование качества обучения и воспитания, обеспечение его коррекционной направленности, реализация воспитательного потенциала учебных предметов;

- приобретение и обновление средств обучения, спортивного инвентаря и оборудования.

При организации образовательного процесса в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания необходимо руководствоваться нормативными правовыми документами систем специального и общего среднего образования.

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания (от 26.08.2016).
  3. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них (Постановление Министерства образования Республики Беларусь  от 25.07.2011 № 136).

Рекомендации для законных представителей учащихся

Рекомендации родителям ребёнка с нарушением речи

  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребёнку.
  • Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительными и ласкательными суффиксами – это тормозит речевое развитие ребёнка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ребёнком. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится выразить свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?!
  • Исправление неправильно произносимых звуков – трудная задача, требующая усилий и большого напряжения со стороны, как ребёнка, так и взрослого.
  • Приступая к исправлению звуков, объясните ребёнку цель этих занятий.
  • Время необходимое на исправление звука, зависит от характера нарушения звука, от подготовленности артикуляционного аппарата.
  • Родители должны учитывать, что ребёнок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от ребёнка, чтобы он с первого раза выполнил то или иное упражнение или сразу произнёс правильный звук.
  • Работу по исправлению дефекта звукопроизношения вам надо организовать так, чтобы ребёнок сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка.

Рекомендации родителям ребёнка с нарушением слуха

  • Родители, выбирая ту или иную школу, несут полную ответственность за его обучение и воспитание.
  • Родители должны иметь всю необходимую информацию, чтобы выбрать для своего ребёнка тот путь образования, который лучше всего будет способствовать его социальной интеграции и становлению личности.
  •  Родители должны постоянно проверять и пересматривать однажды принятое решение с учётом развития своего ребёнка.
  • Родители, выбирая интегрированный путь обучения для своего ребёнка, должны реально оценивать, как его принимают окружающие – родные, соседи, друзья, посторонние люди, не забывать, что интеграция возможна только в совместной деятельности.
  • Родители не должны ставить перед ребёнком чрезмерное требование – осуществлять учебную и внеучебную коммуникации по правилам слышащего окружения.
  • Совместная работа специалиста – дефектолога и родителей имеет первостепенное значение в правильной организации помощи ребёнку. Только полное доверие друг к другу позволяет своевременно решать проблемы, связанные с интегрированным обучением ребёнка.
  • Ребёнка нужно принимать таким, какой он есть. Не следует приуменьшать влияние нарушенного слуха на общее развитие ребёнка и его поведение.
  • Переоценка, как и недооценка, реальных возможностей ребёнка неизбежно скажется на его психическом состоянии. И наоборот, доброжелательные отношения помогут ему почувствовать и осознать, что он любимый, нужный и равный в семье.
  •  Родители должны знать, что их ребёнку в данный момент посильно, а что без посторонней помощи он сделать не сможет.
  • Необходимым условием эффективного продвижения в развитии являются любовь родителей, ласка и внимание к ребёнку.
  •  Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребёнку является стиль, когда родители принимают своего ребёнка таким, какой он есть. Родители объективно его оценивают, не завышая и не занижая требований к нему. Это способствует формированию у ребёнка с нарушением слуха адекватной самооценки, личностных установок и прогнозов на будущее.

 Что же делать, чтобы зрение не ухудшалось?

Правило первое: соблюдайте дистанцию

     Вот расстояния, на которых должны находиться вредные для зрения предметы:

  • Книга, газета – не менее 35-40 см.
  • Монитор – не менее 60 см.
  • Экран телевизора (при игре на игровой приставке) – не менее 1,5 м
  • Экран телевизора при просмотре телепередач (диагональ экрана – 51-54 см) – не менее 3 метров.

Правило второе: снимайте напряжение

  • Время от времени отрывайте глаза от монитора (книги, телевизора) и внимательно всматривайтесь в какую-нибудь точку вдалеке (желательно точку зелёного цвета). Затем быстро переведите взгляд на предмет, находящийся вблизи. Повторите упражнение 3-4 раза
  • Моргайте как можно быстрее обоими глазами (считая до десяти). На последний счёт крепко (на 4-6 сек) зажмурьте глаза, не морща лица. Затем раскройте глаза и без напряжения 3-5 секунд опять всматривайтесь вдаль в какую-нибудь точку. Расслабьтесь. Повторите упражнение 3-5 раз.
  • Медленно, не поворачивая головы, скосите глаза до отказа влево, сосчитайте до трёх – пяти и повторите это упражнение, скашивая глаза вправо. После возвращения глаз в исходное положение закройте их на 1-2 секунды. Повторите 3-4 раза.

      Правило третье: не забывайте про диету

  • Чтобы глаза хорошо видели, им необходимы витамины: А, В-1, В-2, В-6, В-12, С.
  • Органам зрения нужны протеин, фосфор, железо, калий. Калий содержится в яблоках, мёде, петрушке, сельдерее, картофеле, дыне, зелёном луке, апельсинах, изюме, кураге.
  • А вот алкоголь, кофе, чай, рафинированный белый сахар и белая мука улучшению зрения не способствуют.

Правило четвёртое: плачьте на здоровье

     Слёзы смывают с поверхности глаза микробы и частички пыли. Кроме того, в них присутствуют бактерицидные вещества, которые борются с «вредителями». Так что плачьте почаще, а для тех, у кого глаза всегда на «сухом месте» даже придумали капли. Называются «Искусственная слеза».

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата:

 1. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: вывих бедра,  кривошея, аномалии развития позвоночника, косолапость и различные  деформации стоп, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии  формирования пальцев кисти.

 2. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного и головного мозга, конечностей, полиартрит, заболевания скелета, в том числе рахит.

Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и дефектологической коррекции. Другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания.

     Детский церебральный паралич (ДЦП) - это поражение двигательных систем головного мозга. Основным клиническим синдромом ДЦП являются двигательные нарушения вследствие спазмов мускулатуры. При этом заболевании наиболее тяжело страдают большие полушария головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Поэтому детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.

       Такие дети поздно начинают держать голову, поворачиваться с боку на бок, на живот, на спину, сидеть, стоять, иногда не могут ходить.
        При тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не овладевает навыками ходьбы, не может управлять своим телом, а также без посторонней помощи обслуживать себя.

При средней степени двигательных расстройств дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, как правило, не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания развиты у таких детей не полностью.

При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно, как в помещении, так и на улице, могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, однако у них может быть нарушение походки, движения неловкие, замедленные, снижена мышечная сила. 
         Для подготовки ребенка средней и легкой степени двигательных расстройств к семейной жизни в первую очередь необходимо формировать навыки к самообслуживанию и передвижению.

       Очень важным для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата является формирование способности самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.
      Это предполагает умение самостоятельно управлять физиологическими отправлениями; соблюдать личную гигиену (мыть лицо и все тело, мыть волосы, причесываться, чистить зубы, подстригать ногти); одевать и снимать верхнюю одежду, нижнее белье, головные уборы, перчатки, обувь, пользоваться застежками.       

     Необходимо обучать ребенка самостоятельно кушать: подносить пищу ко рту, жевать, глотать, пользоваться посудой и столовыми приборами. Необходимо также прививать навыки пользоваться бытовыми приборами (замками, кранами, выключателями, телефоном, утюгом и другими).
     Постепенно, по мере развития ребенка можно обучать его приготовлению пищи (чистке, мытью, резанию продуктов, их обработке, пользованию кухонным инвентарем), а также выполнению бытовых потребностей (покупке продуктов, одежды и других предметов обихода); стирке, чистке одежды и других предметов обихода; уборке помещений.

С самого раннего возраста усилия родителей должны быть направлены на развитие у ребенка навыков самостоятельного передвижения - способность самостоятельного перемещения в пространстве, преодоления препятствий, сохранение равновесия тела. Необходимо развивать у ребенка способность к самостоятельной ходьбе по ровной местности, по лестнице, ходьбе по наклонной плоскости. Необходимо обучать его изменять положение своего тела (вставать, садиться, ложиться, опускаться на колени и подниматься, перемещаться на коленях, ползать), а также пользоваться общественным и личным транспортом (входить, выходить, перемещаться). Это возможно осуществить с помощью социально-бытовой реабилитации, помощь в которой оказывают социальные службы по месту жительства.

Все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления.

  • Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения, предметы обихода, пандусы, съезды на тротуарах.
  • Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом — приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата

Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей.

  • Развитие костной системы:

     Формирование скелета продолжается до 18-20 лет. Скелет школьников еще не обладает достаточной прочностью и легко подвергается деформациям  под влиянием неблагоприятных внешних воздействий: узкая неудобная обувь; неправильное положение тела во время сна; длительное нахождение в одной позе и др.

Интенсивное утолщение стенок костей идет до 6-7 лет. Окостенение скелета (замена хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стопы к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в детском возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов.

      До 12 лет позвоночник ребенка очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития.

     Особое значение для правильного формирования скелета имеет полноценное и богатое витаминами и микроэлементами питание. В противном случае из-за недостатка необходимых веществ возможно развитие рахита – заболевания, связанного с деформациями костей скелета, таких как искривление ног, деформации позвоночника, грудной клетки, свода стопы и т.д.

  • Осанка:

Изображение

     Осанкой называется правильная поза, которую занимает тело человека, находясь в спокойном положении стоя.

Нормальная осанка характеризуется следующими признаками:

  • Центральные оси туловища и головы совпадают и находятся перпендикулярно полу.
  • Тазобедренные и коленные суставы разогнуты.
  • Изгибы позвоночника умеренно выражены.
  • Плечи умеренно развернуты и слегка опущены.
  • Лопатки симметричны и не выдаются.
  • Грудная клетка цилиндрическая, умеренно выступает вперед.
  • Живот плоский и равномерно умеренно выпуклый.

     При дефектах осанки наблюдаются изменения изгибов позвоночника, плеч, лопаток, грудной клетки, живота. Наиболее распространенный из всех видов деформаций – сколиоз – боковое искривление позвоночника. Визуально это можно определить асимметричным положением лопаток, головы, грудной клетки. Иногда можно даже наблюдать реберный горб. Асимметрия лопаток – начальная стадия сколиоза. При этом состоянии углы лопаток находятся на разном уровне, одно из плеч может быть опущено.

Причины формирования неправильной осанки:

  • Ослабление, плохое развитие мышечной массы плечевого пояса.
  • Отставание развития мышц от темпов роста скелета.
  • Неправильная поза ребенка во время сна, игр, чтения, рисования и т.д.
  • Дефицит витамина D и кальция в организме.

     Нарушение осанки в свою очередь сказывается на многих функциях организма. Дети с неправильной осанкой отстают в физическом развитии, нарушаются функции дыхания и сна, т.к. изменяется положение внутренних органов. Снижается амортизация позвоночных дисков, т.е. все удары, нагрузки на позвоночник не гасятся, а передаются на костный скелет и деформируют позвонки. Это чревато микротравмами головного мозга, что ведет к головным болям, снижению функции памяти, внимания, пониженной работоспособности.

Для формирования правильной осанки вредно:

  • Катание на велосипеде, низко нагнувшись к рулю.
  • Катание на самокате.
  • Поднимание тяжестей согнувшись.
  • Удерживание тяжелых предметов на вытянутых руках.
  • Несбалансированное питание, бедное необходимыми веществами и злоупотребление газированными напитками.
  • Неровная поверхность кровати, мебели для сна.
  • Несоответствующая возрасту, неудобная обувь.
  • Длительное нахождение в неподвижной позе.

Изображение

Для формирования правильной осанки полезно:

  • Занятия плаванием.
  • Ношение предметов на голове.
  • Стойка у стены спиной.
  • Тренировка координации движений (упражнения «ласточка», равновесие на одной ноге, ходьба по бревну).
  • Физическое воспитание, обеспечивающее развитие мышечной системы.
  • Обеспечение достаточной двигательной активности детей (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультпаузы, как можно меньше статических поз).
  • Своевременное определение детей группы риска и направление их к специалисту.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий детям с трудностями в обучении

  • Приготовление домашнего задания не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Нужно помнить, что ребёнок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения.
  • Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех.
  • Создавайте такую обстановку дома, которая позволила бы ребёнку выполнять домашнее задание в собственном оптимальном для него темпе.
  • Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшатся.
  • Во время подготовки домашних заданий через 15-20 минут    обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление.
  • При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради.
  • Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть чёткой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной.
  • Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.
  • Не торопите, успокаивайте, поддерживайте ребёнка и не забывайте хвалить его за каждое успешно выполненное задание.
  • Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.

Видеоматериалы по формированию толерантного отношения

Предлагаем для просмотра следующие фильмы

о  толерантности и доброте:

  • Телевизионный цикл «Каждый имеет право быть разным»  создан по инициативе Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь в сотрудничестве с Национальной государственной телерадиокомпанией Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и телестудией «Новый город».   Цикл из 21 фильма направлен на формирование позитивного отношения общества к детям с особенностями психофизического развития и их семьям, освещает вопросы их социальной интеграции, обеспечения равных возможностей, создания необходимой безбарьерной среды. Одна из задач цикла – изменить отношение общества к людям с особыми потребностями. Герои фильмов – дети с различными особенностями психофизического развития, а также их семьи, которые окружают детей любовью, заботой и вниманием.
  • "Маленькая кастрюлька Анатоля".  Французский мультфильм, который при помощи метафоры – кастрюльки – поможет детям понять, кто такие  дети с особыми  образовательными потребностями и почему быть особенным – нормально.
  • "Вне зрения". Мультфильм показывает, что чувствуют слепые люди. В нём намеренно усилен звук, чтобы показать, что слепые люди слышат намного четче, чем зрячие. Дети узнают о помощниках особенных людей – волшебной палочке и собаке-поводыре.  
  • "Скарлетт".  В мультфильме рассказывается о Скарлетт, у которой саркома Юинга (рак костей). Врачам пришлось ампутировать голень, и теперь девочка вынуждена носить протез. Из-за этого она чувствует себя ненужной и одинокой, а еще она не может танцевать. Однажды мама снова надевает на Скарлетт бальное платье, и девочка преображается. Она становится той самой веселой девчонкой, с которой интересно дружить и играть.   
  • "Про Диму" . Мультфильм  создан на основе одноименной книги Натальи Ремиш, автора проекта "Детям о важном". Он рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика Димы. Он плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы ее мамы становятся началом настоящей дружбы. Девочке предстоит понять, что играм и симпатии диагнозы не помеха, и можно делить радость общения с теми, кто от тебя отличается.        
  • "Тамара" . Это история о глухонемой девочке по имени Тамара, которая любит танцевать и мечтает стать балериной. Несмотря на глухоту, у нее прекрасная пластика и чувство ритма. Ее очень поддерживает мама, и, возможно, однажды мечта девочки осуществится. Просмотрев короткометражку, вам будет проще объяснить детям, насколько особенным людям важна ваша поддержка.
  • «Цветик-семицветик» (1948 г.) и «Последний лепесток» (1977 г.).
  • «ПОДАРОК»  2015, Германия. Трогательная история о дружбе, объединенной общей болью. За 4 минуты вы измените отношение не только к своей жизни, но и научитесь понимать чужую, особенную. Короткометражка The Present собрала около 50 наград и была показана на более чем 180 фестивалях, после чего ее создатель, немецкий мультипликатор Якоб Фрей, выложил мультфильм в открытый доступ.
  • «АККУРАТНАЯ ИСТОРИЯ» 2014, Россия . Российский фонд «Дети БЭЛА» ко Дню редких заболеваний выпустил короткометражку о мальчике Никите, который готовится идти в школу, но из-за своей хрупкой кожи сталкивается с целым рядом проблем.
  • «СТРУНЫ» 2014, Испания. Красивая история о равенстве, солидарности, дружбе и детской мудрости, которой стоит поучиться даже взрослым. Мультфильм «Cuerdas» был удостоен премии Гойя за лучший короткометражный анимационный фильм. Ее создатель, Педро Солис, хотел обратить внимание на важность инклюзивного образования.
  • "Забери меня домой". Это история о щенке из питомника, который очень хотел обрести дом. Девочка не знает какую собаку забрать и наш герой находит разные ухищрения, чтобы завоевать её внимание.
  • "Лили и снеговик". Мультфильм о том, что нужно всегда находить время для своих друзей и близких.
  • Документальный фильм «Новый дом для хрустального мальчика». Белорусская православная церковь, 2006г. ЭХО фестивалей. ​Фильм о судьбе подростка из дома-интерната для детей с физическими недостатками. 
  • Художественный фильм «Щенок. Как мальчик Алеша обнаружил в себе душу». «Наше новое детское кино» (по заказу детского семейного образовательного центра). ​История о настоящей дружбе, умении прощать и жертвовать.
  • Художественный фильм «Полианна». Великобритания, 2003. Фильм по роману Элинор Портер «Поллианна». После смерти родителей девочку забрала к себе тетя Полли, известная своим суровым характером. Из атмосферы родительской любви Поллианна переместилась в мир строгих правил и запретов. Но девочка не сдавалась. Отец научил девочку  простой и забавной игре – уметь радоваться жизни при любых обстоятельствах…
  • Художественный фильм «Альпийская сказка, Хайди». 2011 г. Германия, Швейцария. После смерти родителей  Хайди воспитывала тетушка. Когда девочки исполнилось 8 лет, ее привезли в горы к дедушке, который поначалу не принял ее….
  • Художественный фильм «Хатико: самый верный друг». 2008 г. Великобритания, США. Фильм основан на реальных событиях. История Хатико, японского пса породы акито-ину, который в течение 9 лет каждый день в одно и то же время приходил на вокзал встречать умершего хозяина…..
  • Серия  мультипликационных фильмов «Кудрявый ежик». 1999 г. История о кудрявом ежике, родившимся в семье нормальных колючих ежей.
  • «Ежик должен быть колючим!» 
  • «Муравьиный ежик» 
  • «На черный день» 
  • ​Анимационный ролик «Барашек».  Кинокомпания PIXAR, 2003 г. Веселый, позитивный, вдохновляющий, имеющий глубокий смысл.
  • Мультфильм "Переменная облачность" (Partly Cloudy).  Кинокомпания PIXAR, 2009 г. Эта история рассказывает о взаимоотношениях аистов и облаков. Аисты приносят детей, а делают их облака. Все делают милых и пушистых детей, но есть одно облако, которое отличается от остальных облаков. Оно делает более опасных зверей таких как: крокодил, баран, угорь, еж. Но даже у этого облака есть верный аист- помощник...
  • Мультфильм "Песочник" (Piper). Кинокомпания PIXAR, 2016. Маленькому птенцу предстоит преодолеть свои страхи, чтобы научиться добывать еду и увидеть красоту окружающего мира. Вдохновение на создание мультфильма пришло в Мьюир Бич, где художник-мультипликатор Алан Барилларо пробегая по пляжу, заметил птичек, тысячами спасавшихся от воды, но возвращавшихся за едой, когда уходят волны.
свернуть